Создайте подобный сайт на WordPress.com
Начало работы

Внимание

Вниманием называют направленность сознания человека на определенные предметы или явления действительности при одновременном отвлечении от всего остального.

Основными видами внимания являются внимание произвольное и непроизвольное.

Непроизвольное внимание не требует специальных усилий. Оно возникает в том, что вызывает непосредственный интерес.

Решающее значение в процессе обучения имеет произвольное внимание. В отличие от непроизвольного данный вид внимания характеризуется:

  1. Направленностью, т.е. зависит от поставленной перед учащимся задачи.
  2. Организованностью, что выражается в предварительной готовности быть внимательным, а также в умении управлять процессом сосредоточения.
  3. Повышенной устойчивостью в процессе деятельности.

Внимание характеризуется различными качествами или свойствами. Эти свойства можно сгруппировать по трем основным признакам: по силе,

широте и динамичности.

Силу внимания характеризуют его концентрация и интенсивность.

  • Концентрация внимания – это сосредоточение на строго ограниченном круге объектов (на объяснении учителем, на решении арифметической задачи).
  • Интенсивность внимания характеризуется относительно большой затратой нервной энергии при выполнении данного вида деятельности.

Широта внимания характеризуется такими его свойствами, как объем и распределенность.

  • Объем внимания – это количество объектов (или элементов из объектов), воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью. Чем больше объектов или их элементов воспринимаются одновременно, тем больше объем внимания и тем более эффективной будет деятельность. Существуют тесты и приемы для измерения объема внимания.
  • Распределенность внимания – это способность человека удерживать в центре внимания число объектов одновременно, т.е. это одновременное внимание к двум и более объектам, одновременное выполнение действий над ними или наблюдение за ними.

Особое значение распределенность внимания имеет во время учебы. Ребенок должен одновременно слушать взрослого и записывать, открывать, доставать, запоминать, манипулировать объектами и т.д., но только в том случае, если оба вида деятельности или хотя бы один достаточно освоены, не требует сосредоточенности, такое совмещение будет успешно. Постепенно надо приучать к распределению внимания, ставить в такие условия, где это необходимо.

Внимание всегда является процессом, протекающем во времени. К динамическим его особенностям можно отнести устойчивость, переключаемость и колебания.

  • Устойчивость внимания – это длительное удержание внимания на деятельности или к одному и тому же предмету. Оно сохраняется в работе, которая дает положительные результаты после преодоления трудностей, что вызывает положительные эмоции, чувство удовлетворения.
  • Переключаемость внимания – это переход его с одного объекта на другой в связи с изменениями задач деятельности. Например, в процессе урока учащиеся последовательно переключают внимание от слушания объяснений учителя к решению задач, от рассмотрения одного учебного вопроса к другому и т.д.
  • Колебание внимания – это периодическое кратковременное отвлечение или ослабление внимания с последующим возвратом или усилением его к тому же объекту.

Внимание имеет ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ характер. Главной особенностью внимания младших школьников является быстрый рост его производительности, хотя в этом возрасте у детей преобладает еще непроизвольное внимание. И оно сравнительно устойчиво, чего нельзя сказать об их произвольном внимании. Кроме того, следует учитывать узость объема внимания младших школьников, а также их затруднения в распределенности и переключаемости внимания.

Правильная организация учебной деятельности способствует тому, что уже в начальных классах начинает формироваться привычка, быть внимательным, которая закрепляется в подростковом возрасте.

У детей с ЗПР собственное бессилие, невозможность сосредоточиться на задании вызывает у одних раздражение, у других – категорический отказ от работы, особенно если требуется усвоить новый учебный материал. Как следствие, у детей развивается крайняя неуверенность учебной деятельностью. Для большинства детей с ЗПР характерно ослабленное внимание, к словесной информации. Даже во время увлекательного, интересного, эмоционального рассказа такие дети начинают зевать, отвлекаться на посторонние дела, теряют нить повествования. Неожиданный стук в дверь, посторонний человек в классе, упавший предмет – все это отвлекает внимание детей на столько, что они полностью забывают задание учителя. Требуется немало усилий для возврата детей в рабочее состояние.

Говоря о произвольном внимании, можно выделить определенные виды занятий, которые предъявляют более высокие требования к отдельным свойствам внимания, так и к уровню произвольного внимания в целом. К их числу относятся специальные задания, упражнения, игры, которые могут быть использованы как учителем на уроках, так и родителями в домашних условиях.

« Найди слова»

На доске (листе бумаги) написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово.

Например:

Смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

Чтение текста до заданного выражения

Детям предлагается читать текст до заранее указанного взрослым выражения.

Методика Мюнстерберга (и ее модификации)

В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок.

А.Ребенку дают бланк с напечатанными на нем 5-ю строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв ребенок должен отыскать 10 слов(3-х,4-х,5-ти сложных) и подчеркнуть их. На выполнение всего задания отводится 5 мин. Показателем успешности может служить число правильно найденных слов и скорость выполнения задания.

Пример задания:

ПОПНГШГГДЛЬБМЯЧЬДЛЖЖЮБЮЬШЩНАЬТМИГЖШХЗШЗЛ
ЩГЕКЛНДШЖЩДЖДЪХРЩШМЫЛОНАВОМОНКЧШГЛРСШЛЖ

ФРШУБАГЕНЮЛГЖЩЬИСВЛГНУКДБТМАЧПЛСЕЮГАЧДШГЕЕ
ОРПЖДЛОСМБУРАНИСВЫДЩГПАСБОНВПАЯЧРФМСЯМСИМП

ОСМЕТЛАДЛЩГШНШЩДШНЩШРДЛОВКРПОРАОРАОРОРОРО

Б. В таблице спрятаны 10 названий животных.Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания.Упражнения основаны на запоминании числа и порядке расположения ряда предметов, предъявляемых на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

Игра «Заметь все»

Раскладываются в ряд 7-10 предметов (можно выставлять картинки с изображениями предметов на наборном полотне), которые потом закрываются. Приоткрыв предметы на 10 с., снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили.

Приоткрыв снова эти же предметы, секунд на 8-10, спросить у детей, в какой последовательности они лежали.

Поменяв местами два любых предмета, снова показать все на 10 секунд. Предложить детям определить, какие предметы переложены.

Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить детей называть исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а например, один на другом с тем, чтобы дети перечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т.п.).

Игра «Кто внимательней и наблюдательней?»

Занятие проводится коллективно и включает в себя элемент соревнования. Детям предлагается по сигналу «Внимание!» фиксировать взглядом середину экрана и постараться прочесть за 0,5 секунды предъявляемый материал и записать его. При этом детям сообщается, что если они записали правильно более 5 букв в двух самых длинных словах, то они выиграли (в процессе тренировок необходимый объем увеличивается), если меньше, то проиграли.

Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв, например:

РБВЛ

ЖКПРЧ

КПТНСД

ДПВ

БМДРКЛФ

СТПВЦГДК

МВПКШЛЧБХ

Задания предъявляются в порядке возрастания количества букв. Содержание задания может меняться в зависимости от подготовленности учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Тренировка распределения внимания

Основной принцип упражнений: ребенку предлагают одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий. По окончании упражнения (через 10 – 15 мин) определяется эффективность выполнения каждого задания.

«Каждой руке свое дело»

Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры.

Игра может быть предложена на уроке математики.

Чтение с помехой

Дети читают текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм. При чтении дети также ищут ответы на вопросы.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: